Журналы для тех, кто выбирает успех!
Отдел продаж: 8(017) 342-57-00
Отдел маркетинга:8(029) 534-10-32
Отдел рекламы: 8(017) 342-57-00
19 апреля 2018 Влияние декрета №8 на валютное законодательство

Анонс журнала "Юрисконсульт №2"

лияние декрета №8 на валютное законодательство

В Декрете Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8) приведены такие термины, как «блокчейн», «токены», «виртуальные кошельки», «криптовалюты», «оператор криптоплатформы», «майнинг», «оператор обмена криптовалют», «смарт-контракт» и т.д. Значение большинства данных терминов расшифровывается в приложении 1 к Декрету № 8.

1. В соответствии с п. 2.2 Декрета № 8 физические лица вправе владеть токенами и с учетом особенностей, установленных Декретом № 8, совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены.

Итак, физические лица (как резиденты, так и нерезиденты) вправе приобретать и отчуждать токены как за белорусские рубли, так и за иностранную валюту. Причем формулировка данной нормы позволяет сделать следующий вывод по субъектному составу: физические лица могут совершать указанные сделки как между собой, так и с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако при применении данной нормы необходимо учитывать особенности, установленные Декретом № 8.

Важный вопрос, на который необходимо найти ответ: является ли криптовалюта, включая биткоины, токены, иностранной валютой в свете валютного законодательства Республики Беларусь?

В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) дано определение термину «иностранная валюта».

В соответствии с п. 4 приложения 1 к Декрету № 8 криптовалюта – биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена.

Соотнеся термины «криптовалюта» и «иностранная валюта», приходим к выводу, что в Республике Беларусь криптовалюта не является иностранной валютой.

На сегодняшний день расчеты в иностранной валюте с участием физических лиц согласно валютному законодательству Республики Беларусь можно рассмотреть с точки зрения субъектного состава.

1.1. Валютные операции между физическими лицами (причем в любой комбинации: физические лица – резиденты между собой, физическое лицо – резидент и физическое лицо – нерезидент, физические лица – нерезиденты между собой). По общему правилу в ст. 11 Закона устанавливаются случаи, когда разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте.

Таким образом, действующее валютное законодательство не разрешает физическим лицам приобретать (отчуждать) токены за иностранную валюту.

1.2. Валютные операции между физическим лицом и субъектом валютных операций. В данном случае определяющим является место совершения валютной операции, которое определяется с учетом п. 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (далее – Правила № 72), и ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь.

В данном случае возникает следующий вопрос: является ли криптовалюта товаром в контексте валютного законодательства? В настоящее время мировое сообщество не пришло к единому мнению относительно правового статуса (правовой природы) криптовалюты. Криптовалюта рассматривается как денежное средство, как универсальный финансовый инструмент, как товар (биржевой товар), как денежный суррогат. К какому виду активов можно отнести криптовалюту – до сих пор не определились большинство государств мира. Законодательство Республики Беларусь в различных нормативных правовых актах по-разному определяет понятие «товар». Учитывая один из подходов, распространенных в США и других странах, с большой долей условности криптовалюту можно все же назвать товаром.

После этого в контексте Правил № 72 непонятно: где происходят получение и передача криптовалюты? Раз непонятно, значит, передача и получение осуществляются на территории Республики Беларусь. Следовательно, имеет место валютная операция, осуществляемая на территории Республики Беларусь. Это влечет применение п. 29 и 31 Правил № 72. Согласно данным пунктам не разрешается приобретать (отчуждать) товар (в данном случае токены) за иностранную валюту. Однако существуют два разрешения Национального банка Республики Беларусь, установленные:

· письмом Национального банка Республики Беларусь от 28 декабря 2011 г. № 31-13/803 «Разрешение на получение иностранной валюты при проведении валютных операций»;

· письмом Национального банка Республики Беларусь от 12 марта 2015 г. № 31-12/273 «Разрешение на расчеты в иностранной валюте».

Из анализа этих разрешений можно сделать вывод: поскольку мы рассматриваем криптовалюту как товар, то расчеты в иностранной валюте по валютной операции, осуществляемой на территории Республики Беларусь (приобретение (отчуждение) токенов за иностранную валюту), между физическим лицом и субъектом валютных операций валютным законодательством Республики Беларусь разрешены только в двух случаях:

1) получение иностранной валюты безналичным переводом из-за пределов Республики Беларусь физическими лицами – резидентами – по сделкам продажи токенов субъектам валютных операций – нерезидентам;

2) получение субъектами валютных операций – резидентами иностранной валюты, поступившей из-за пределов Республики Беларусь в безналичной форме в виде банковского перевода (за исключением операций с использованием банковских платежных карточек, осуществляемых в банкоматах, платежных терминалах, инфокиосках на территории Республики Беларусь), по сделкам продажи токенов физическим лицам – нерезидентам.

 

2.В п. 2.3 Декрета № 8 установлены права оператора криптоплатформы.

В соответствии с Декретом № 8 разрешается оператору криптоплатформы (он же субъект валютных операций –резидент) открывать любые счета за рубежом для проведения расчетов по торгам и осуществляемым им операциям без каких-либо ограничений. В то же время действующим валютным законодательством Республики Беларусь установлен довольно жесткий порядок открытия и использования счетов за рубежом (гл. 8 Правил № 72).

Декретом № 8 разрешено оператору криптоплатформы совершать (организовывать) сделки с резидентами (как с физическими лицами, так и с субъектами валютных операций) и нерезидентами Республики Беларусь (как с физическими лицами, так и с субъектами валютных операций), направленные на размещение токенов, в т.ч. за рубежом; приобретение и (или) отчуждение токенов за белорусские рубли, иностранную валюту.

2.1.Расчеты с использованием иностранной валюты между субъектами валютных операций – резидентами. В действующем валютном законодательстве закреплено следующее правило: запрещено все, что прямо не разрешено. Частично валютные операции между субъектами валютных операций – резидентами разрешены Законом, Правилами № 72, отдельными разрешениями Нацбанка и некоторыми нормативными правовыми актами. Анализ валютного законодательства позволяет сделать вывод, что субъекты валютных операций – резиденты не вправе рассчитываться иностранной валютой по сделкам, направленным на размещение токенов, в т.ч. за рубежом, приобретение и (или) отчуждение токенов за иностранную валюту.

2.2.Валютные операции с юридическими лицами – нерезидентами: если рассматривать криптовалюту как товар, то купля-продажа криптовалюты может рассматриваться в разрезе экспортно-импортных операций, т.е. текущих валютных операций, осуществляемых без ограничений.

 

3. В п. 3.2 Декрета № 8 установлены случаи, на которые действие валютного законодательства не распространяется.

Согласно части второй п. 3.2 Декрета № 8 не допускается использование иностранной валюты в расчетах между резидентами Республики Беларусь, за исключением операций (расчетов), совершаемых такими резидентами между собой в системах операторов криптоплатформ или с указанными операторами, а также на зарубежных торговых площадках.

Полагаем, что данная норма установила общий запрет на все ранее разрешенные Декретом № 8 исключения: расчеты в иностранной валюте между резидентами (причем как физическими лицами, так и субъектами валютных операций) в рамках правоотношений, связанных с криптовалютой, кроме двух случаев:

·операций (расчетов), совершаемых резидентами между собой в системах операторов криптоплатформ или с указанными операторами;

·операций (расчетов), совершаемых резидентами на зарубежных торговых площадках.

С учетом установленного ограничения на территории Республики Беларусь возможны расчеты в иностранной валюте в рамках правоотношений, связанных с криптовалютой, между физическим лицом – резидентом и физическим лицом – нерезидентом, а также между физическими лицами – нерезидентами.

 

4.В п. 6 приложения 1 к Декрету № 8 после раскрытия термина «оператор обмена криптовалют» уточняется, что сделки (операции) по покупке и продаже цифровых знаков (токенов) с резидентами Республики Беларусь совершаются только в белорусских рублях. Как видим, данная норма в совокупности с п. 3.2 Декрета № 8 должным образом вписывается в проводимую политику «дедолларизации».

 

5.Декретом № 8 изложено в новой редакции Положение о Парке высоких технологий (далее – Положение), п. 19 которого устанавливаются права резидентов Парка высоких технологий.


6.Пунктом 21 Положения предусмотрены огромные льготы в сфере ВЭД. Так, законодательство о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций (Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» и целый ряд нормативных правовых актов в его развитие), в т.ч. требования к срокам и способам завершения внешнеторговых операций, не распространяется на внешнеторговые операции с участием резидентов Парка высоких технологий.

При этом в рамках осуществления внешнеторговой деятельности резиденты Парка высоких технологий обеспечивают поступление выручки на счета и завершение каждой внешнеторговой операции в соответствии с заключенными договорами (а не со сроками, установленными валютным законодательством).

Также Положением установлен порядок представления в банк (небанковскую кредитно-финансовую организацию) документов по внешнеторговым операциям.

Отметим, что Положением установлен особый льготный порядок оформления первичных учетных документов, например, единолично составлять первичный учетный документ; оформлять две и более однородные хозяйственные операции, совершенные в один календарный месяц, одним первичным учетным документом, в т.ч. составленным единолично; использовать в качестве первичного учетного документа исходящий от нерезидента Республики Беларусь и составленный на иностранном языке документ (информацию), в т.ч. полученный (полученную) по электронным каналам связи.

Положением уточнено, что к публичной оферте, совершенной в простой письменной форме, относятся пользовательское соглашение, общие условия сотрудничества и иные документы (информация), программный код, размещенные в открытом доступе в глобальной компьютерной сети интернет, содержащие существенные условия договора и предложение заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется, независимо от наличия в таких документах (информации) подписи, электронной цифровой подписи.

 

7.В соответствии с п. 27 Положения резиденты Парка высоких технологий освобождаются от оффшорного сбора в отношении объектов обложения оффшорным сбором при расчетах за рекламные, маркетинговые, посреднические услуги, а также при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам), части прибыли, начисленной собственнику их имущества.

 

8.Согласно п. 35 Положения не распространяются требования, установленные законодательством Республики Беларусь в отношении иностранной безвозмездной помощи (Декрет Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи»), на импорт резидентами Парка высоких технологий товаров, предназначенных для временного использования на территории Республики Беларусь в целях осуществления видов деятельности, указанных в п. 3 Положения, и помещенных под таможенный режим временного ввоза.

 

9.В соответствии с п. 38 Положения не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, полученная резидентами Парка высоких технологий. Очень прогрессивная и важная норма, однако, как и с отменой целевой покупки иностранной валюты, немного запоздалая в свете предстоящей тотальной отмены обязательной продажи.

 

10.В информационном сообщении «О разъяснении Национальным банком норм Декрета Президента № 8 «О развитии цифровой экономики»», размещенном 12 января 2018 г. на официальном сайте Нацбанка, сообщается, что Правительству Республики Беларусь совместно с государственным учреждением «Администрация Парка высоких технологий» предоставлено право разъяснять вопросы применения Декрета № 8 в части использования в гражданском обороте криптовалют и осуществления деятельности с использованием технологии реестра блоков транзакций (блокчейн).

Компетенция Нацбанка в части реализации норм Декрета № 8 распространяется на вопросы, связанные с установлением требований к правилам внутреннего контроля банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности. Нацбанком будут внесены необходимые дополнения в нормативные правовые акты, учитывающие особенности проведения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями расчетов денежными средствами по операциям клиентов, связанным с приобретением и (или) отчуждением цифровых знаков (токенов).

 

Анонс журнала "Юрисконсульт №2"

ООО "Промкомплекс" © 2010
разработка сайта - TANIX