Журналы для тех, кто выбирает успех!
Отдел продаж:217-57-00
Отдел маркетинга:8 (029) 534-10-32
Отдел рекламы:(017) 217-57-00
28 ноября 2017 Подоходный налог: предполагаемые новшества 2018 года

Подоходный налог: предполагаемые новшества 2018 года

В целях дальнейшего упрощения налоговой системы и совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов подготовлен проект Закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – проект), вступление в силу которого предусматривается с 1 января 2018 г.

Законопроектом предусматривается в т.ч. и корректировка главы 16 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), регулирующей вопросы исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц.

Предполагаемые проектом изменения и дополнения, в частности, направлены на совершенствование действующего порядка налогообложения доходов физических лиц, и ряд изменений, им предусмотренных, носят принципиальный характер.

О наиболее значимых из них и пойдет речь в данном материале.

 

ДОХОДЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА

Проектом предлагается расширить перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога. К их числу предлагается отнести единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей.

Проектом предусмотрено также расширение сферы применения отдельных льгот. Предлагается:

1) в соответствии с подп. 2.11 п. 2 ст. 153 НК освобождать от налогообложения также суммы денежных средств, возмещенных нанимателями своим работникам, которые они самостоятельно понесли на проведение медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров при ухудшении состояния здоровья, проводимых в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

Справочно

в настоящее время данная льгота применяется только в отношении указанных сумм, оплаченных за счет средств организации или индивидуального предпринимателя за своих работников.

2) в соответствии с подп. 1.241 п. 1 ст. 163 НК освобождать от налогообложения доходы, полученные от реализации акций белорусских организаций, отчуждаемых не ранее 3 лет с даты приобретения, в т.ч. лицу (эмитенту), у которого эти акции приобретались.

Справочно

в настоящее время данная льгота применяется только в случае если такие акции отчуждаются любому третьему лицу.

Одновременно проектом предлагается отменить льготу, установленную подп. 1.44 п. 1 ст. 163 НК, согласно которой от подоходного налога освобождаются денежные средства, поступающие с 2006 года физическим лицам Республики Беларусь в виде грантов и в рамках проектов, предоставляемых (выполняемых) в соответствии с Соглашением о научном сотрудничестве между

РАСЧЕТЫ И НАЧИСЛЕНИЯ

Правительством Республики Беларусь и Международной ассоциацией по содействию сотрудничеству с учеными из независимых государств бывшего Советского Союза от 3 июля 1995 г.

Также с 1 января 2018 г. планируется изменить размеры сумм, в пределах которых может быть предоставлена льгота по подоходному налогу. Так, согласно проекту доходы плательщиков:

- в виде стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенные для детей в возрасте до 18 лет и оплаченные (возмещенные) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, будут освобождаться от налогообложения в размере, не превышающем 776 руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (согласно подп. 1.10  п. 1 ст. 163 НК сейчас размер этой льготы составляет 705 руб.);

- получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в результате дарения, а также в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно будут освобождаться от налогообложения в размере, не превышающем 6111 руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода (согласно абз. 1 подп. 1.18 п. 1 ст. 163 НК сейчас размер этой льготы составляет 5555 руб.);

- не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.10 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, будут освобождаться от налогообложения в размере, не превышающем 1846 руб., от каждого источника в течение налогового периода (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), а от иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением доходов, указанных в подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК, – в размере, не превышающем 122 руб., от каждого источника в течение налогового периода (согласно подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК сейчас размер этой льготы составляет 1678 руб. и 111 руб. соответственно);

- в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в т.ч. по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у этих индивидуальных предпринимателей, в размере, не превышающем 3161 руб., от каждого источника в течение налогового периода (согласно подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК сейчас размер этой льготы составляет 2874 руб.).

Кроме того, проектом предусмотрено, что данная льгота будет применяться также в отношении указанных доходов, получаемых от профсоюзных организаций членами таких организаций;

- в виде безвозмездной (спонсорской) помощи в денежной и (или) натуральной формах, поступившие на благотворительный счет банка Республики Беларусь пожертвования, получаемые инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, будут освобождаться от налогообложения в размере, не превышающем 12 212 руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода (согласно абз. 2 подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК сейчас размер этой льготы составляет 11 102 руб.);

- не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы (за исключением доходов, указанных в подп 1.191 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), будут освобождаться от налогообложения в размере, не превышающем 370 руб., от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (согласно подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК сейчас размер этой льготы составляет 336 руб.).

СТАНДАРТНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

Проектом предусмотрено увеличение с 1 января 2018 г. размера стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, до 102 руб. Напомним, что сейчас его размер составляет 93 руб. Кроме того, увеличивается предельный размер месячного дохода, при котором данный вычет может предоставляться – он будет составлять 619 руб. (сейчас право на него имеют только те плательщики, чей подлежащий налогообложению доход в месяц не превышает 563 руб.).

В свою очередь, индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты), не имеющие в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы), при исчислении подоходного налога вправе будут применять стандартный налоговый вычет также в размере 102 руб., но только при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превысит в соответствующем календарном квартале 1856 руб. В настоящее время размер такого дохода не должен превышать 1687 руб.

В соответствии с проектом плательщикам, воспитывающим ребенка до 18 лет либо содержащим иждивенца, стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, будет предоставляться в размере 30 руб. в месяц на ребенка и (или) иждивенца (в 2017 г. размер такого вычета составляет 27 руб.).

В случае если физическое лицо является вдовой (вдовцом), одиноким родителем, опекуном или попечителем, а также имеет двух и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста ребенка-инвалида, то начиная с 2018 года стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, будет применяться в размере 57 руб. на каждого такого ребенка и (или) иждивенца в месяц (сейчас размер такого вычета со- ставляет 52 руб.).

Проектом также предусмотрено расширение перечня лиц, которые в целях предоставления стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.2 п. 1 ст. 164 нК, признаются иждивенцами. К такой категории лиц с 1 января 2018 г. предлагается относить инвалидов I и II группы старше 18 лет, не имеющих доходов в виде заработной платы и иных доходов в соответствии с трудовыми договорами (контрактами), гражданско-правовыми договорами, а также доходов от осуществления предпринимательской (нотариальной, адвокатской) деятельности, – для их родителей (усыновителей), супруга (супруги), опекуна или попечителя.

При этом основанием для предоставления в данном случае стандартного налогового вычета будут являться копия удостоверения инвалида, копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о рождении ребенка (детей), копии иных документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства.

Также согласно проекту до 144 руб. планируется увеличение размера стандартного налогового вычета для плательщиков, перечисленных в подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК (в 2017 г. его размер составляет 131 руб.).

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ

Проектом предлагается увеличить размер социального налогового вычета, установленного подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК, с 2874 руб. до 3161 руб. в сумме, уплаченной плательщиком страховым организациям Республики Беларусь (возмещенной плательщиком налоговому агенту) в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

ИМУЩЕСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ

Проектом предусмотрено изменение порядка предоставления имущественного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, в размере расходов, направленных плательщиком на строительство, в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций, либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, в т.ч. в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на указанные цели.

Так, предлагается не учитывать в составе данного налогового вычета расходы на такое строительство, понесенные физическим лицом после принятия решения об утверждении акта приемки одноквартирного жилого дома или квартиры в эксплуатацию, не подлежат имущественному налоговому вычету.

При этом проектом предусмотрено, что выписка (либо ее копия) из решения (приказа, постановления, распоряжения) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, об утверждении акта приемки одноквартирного жилого дома или квартиры в эксплуатацию представляется плательщиком налоговому агенту (налоговому органу) не позднее одного месяца после приема такого жилого дома или квартиры в эксплуатацию.

СТАВКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА

Проектом предусмотрено увеличение предельного размера дохода, полученного плательщиками от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь (за исключением таких доходов, полученных ими от осуществления предпринимательской деятельности или от индивидуальных предпринимателей в результате заключения с ними договоров аренды (субаренды), найма (поднайма) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь), при получении которого ставки подоходного налога устанавливаются в фиксированных суммах, с 5555 руб. до 6111 руб.

В свою очередь, при получении в налоговом периоде указанных доходов в размере, превышающем 6111 руб. (теперь 5555 руб.), такие доходы будут подлежать налогообложению подоходным налогом с физических лиц в порядке, установленном ст. 178 НК.  

ООО "Промкомплекс" © 2010
разработка сайта - TANIX