Журналы для тех, кто выбирает успех!
Отдел продаж:342-57-00
Отдел маркетинга:8 (029) 534-10-32
Отдел рекламы:8 (017) 217-57-00
  • Главная Новости Обжалование результатов проверки государственной инспекции труда
19 марта 2018 Обжалование результатов проверки государственной инспекции труда

 

Прежде всего обратим внимание на то, что надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда осуществляют Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) и его территориальные подразделения – это установлено в Перечне контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

Департамент и его структурные подразделения осуществляют надзор за соблюдением законодательства о труде, в т.ч. проводя плановые и внеплановые проверки.

Порядок проведения проверок установлен:

·Указом № 510;

·Инструкцией об осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда государственными инспекторами труда, утвержденной приказом директора Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 25 (далее – Инструкция);

·Положением о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959 (далее – Положение о Департаменте).

 

Врезка

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде, составляется акт проверки.


В соответствии с п. 60 Инструкции акт проверки составляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки, в случае если проверяющих было несколько) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. При этом дата подписания акта проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления акта проверки.

При проведении совместной проверки ее результаты оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа (далее – контролирующий орган) в отдельном акте проверки. В случае если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего органа, один экземпляр акта проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему органу, инициировавшему проведение проверки.

В акте проверки государственным инспектором труда отражаются все выявленные в ходе проверки нарушения. При этом в обязанности инспектора входит отразить, какой именно пункт конкретного нормативного правового акта нарушен проверяемым субъектом. В акт проверки включаются все допущенные проверяемым субъектом нарушения трудового законодательства, в т.ч. устраненные в ходе проведения проверки.

Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

Представителю проверяемого юридического лица необходимо учитывать, что согласно требованиям п. 63 Инструкции в акте проверки не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных проверок необходимо внести изменения и дополнения в акт проверки, в такой акт вносятся изменения и дополнения.

Акт проверки в течение двух рабочих дней со дня его подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.

 

В СЛУЧАЕ НАЛИЧИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ ПО АКТУ ПРОВЕРКИ

Проверяемый субъект не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта должен представить в письменном виде возражения по содержанию акта проверки в структурное подразделение Департамента, проводившее проверку.

В соответствии с п. 68 Инструкции обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение по установленной форме, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись.

Согласно п. 69 Инструкции при необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, проверяющий (руководитель проверки) не позднее двух рабочих дней со дня поступления возражений проверяемого субъекта по акту проверки обращается к начальнику областного, Минского городского управления Департамента за разрешением о проведении дополнительной проверки. Начальник областного, Минского городского управления Департамента в течение трех рабочих дней принимает решение:

·о назначении дополнительной проверки и выдает предписание на ее проведение;

·информирует проверяющего (руководителя проверки) об отказе в назначении дополнительной проверки.

Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней. При проведении дополнительной проверки изучается исключительно правомерность аргументов, изложенных в возражении проверяемого субъекта.

Если проводилась дополнительная проверка, письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

В случае если проверяемый субъект в установленном порядке подал возражения на акт, то в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям директором Департамента, его заместителями, начальником областного, Минского городского управления Департамента, его заместителями, начальником межрайонного отдела Департамента (лицом, исполняющим его обязанности) выносится решение по акту проверки (если отсутствует необходимость выдачи требования на устранение нарушений) или требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.

В соответствии с п. 72 Инструкции указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней и только по решению Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь или его уполномоченного заместителя.

Первый экземпляр решения по акту проверки или требования (предписания) (далее – требование) об устранении нарушений вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений, второй экземпляр остается для осуществления контроля в структурном подразделении Департамента, вынесшем данное решение и требование.

Решение по акту проверки, требование об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом.

О выполнении каждого пункта требования об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании, письменно сообщает контролирующему органу, проводившему проверку.

Согласно п. 113 Инструкции невнесение должностным лицом Департамента записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги), нарушение должностным лицом Департамента установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной.

Решение о признании проверки незаконной принимается директором Департамента (лицом, исполняющим его обязанности), начальником областного, Минского городского управления Департамента (лицом, исполняющим его обязанности), в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.

Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение 10 дней со дня начала проверки и рассматривается должностным лицом Департамента, указанным в части первой п. 113 Инструкции, в срок не позднее 10 дней со дня его получения. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении.

Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения проверяющего (руководителя проверки) по акту проверки, требования об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510, или иным актом законодательства, либо нарушают его права.

Вынесенные по результатам проверки решение по акту проверки, требование об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы у начальника межрайонного отдела (лица, исполняющего его обязанности), начальника областного, Минского городского управления Департамента (лица, исполняющего его обязанности), директора Департамента (лица, исполняющего его обязанности), которому проверяющие непосредственно подчинены.

Однако это правило не распространяется на решения и действия (бездействие) государственных инспекторов, принятые (осуществленные) в ходе административного процесса.

При этом срок подачи такой жалобы составляет 30 календарных дней со дня вынесения соответствующего документа.

Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен.

Жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом Департамента в месячный срок со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений должностное лицо Департамента вправе:

·оставить решение, требование без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

·отменить решение, требование полностью или частично;

·отменить решение, требование и назначить дополнительную проверку;

·внести изменения в решение, требование.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) проверяющего вышестоящее должностное лицо Департамента вправе:

·удовлетворить жалобу;

·оставить жалобу без удовлетворения.

Решение по жалобе в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись.

 

ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В функции государственного инспектора труда входит не только выявление и устранение нарушений законодательства о труде, но и составление протоколов, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательными актами (п. 7.18 Положения о Департаменте).

Органы, ведущие административный процесс, их должностные лица, а также подведомственность дел об административных правонарушениях установлены главой 3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

 

Врезка

Органы Департамента рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.17, 9.18, частями первой и четвертой ст. 9.19, ст. 9.20, 9.25, 23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Департамента.

 

От имени органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор, начальники управлений, отделов этого Департамента и их заместители, начальники межрайонных отделов областных управлений этого Департамента и их заместители.

При выявлении нарушений законодательства о труде и об охране труда должностным лицом Департамента в обязательном порядке проводится опрос лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Опрос лиц, участвующих в административном процессе, производится по месту его ведения. Должностное лицо Департамента, ведущего административный процесс, вправе, если признает это необходимым, произвести опрос в месте нахождения опрашиваемого.

Лица, вызванные по одному и тому же делу, опрашиваются порознь. При этом принимаются меры к тому, чтобы они не могли общаться между собой.

В свою очередь, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, необходимо как можно подробнее изложить в объяснении обстоятельства дела. Это может пригодиться в дальнейшем при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении.

Юридическое лицо, должностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель к административной ответственности не привлекаются в случае:

·выявления нарушений законодательства о труде и об охране труда при проведении внеплановой проверки по заявлению проверяемого субъекта;

·добровольного устранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный Департаментом срок, за исключением случаев повторного выявления нарушений (недостатков), выявленных этим контролирующим органом при проведении предыдущего мониторинга.

Согласно ст. 12.1 ПИКоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено,потерпевшим, их представителями,защитником.

Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, – не позднее 10 суток со дня получения копии постановления.

 

ООО "Промкомплекс" © 2010
разработка сайта - TANIX